Спасатели и испытатели

Шеффер Юрий Петрович

Юрий Петрович Шеффер (30 июня 1947, Челябинск, СССР — 5 июня 2001, г. Жуковский, Московская область, Россия) — Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации (дата указа 07.12.1998), космонавт-испытатель.

Биография


Ранние годы
Родился 30 июня 1947 года в городе Челябинск. Учился в школе № 92 г. Челябинска, которую окончил в 1965 году. В том же году окончил и Челябинский аэроклуб. Получил право пилотирования самолета Як-18, вертолета Ми-1 и планеров, прошел парашютную подготовку. С 1965 по 1966 год работал электрослесарем-монтажником в Челябинском специализированном монтажном управлении.

Служба и работа в авиационной промышленности
В 1966 году призван в ряды Советской Армии. В 1970 году окончил Качинское училище, а в 1977 году — Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР, в 1980 году — Московский авиационный институт. В 1977 - 1985 годах — ведущий лётчик-испытатель ОКБ им. А. Н. Туполева.

Провёл специальные Государственные испытания самолётов Ту-22М2 и Ту-22М3 с комплексом ракетного вооружения. На самолётах Ту-134 и Ту-154 провёл лётные испытания по расширению диапазона минимальных скоростей и максимальных углов атаки в полёте. На самолёте Ту-154 испытывал опытную систему управления самолёта с изменяемыми характеристиками устойчивости и управляемости.

В 1985 году Ю. П. Шеффер переведён на должность лётчика-испытателя ЛИИ им. Громова в отряд лётчиков-испытателей ВКС «Буран». В 1987 году окончил полный курс подготовки в ЦПК им. Ю. А. Гагарина. Прошёл подготовку по программе «Буран».

Участвовал в прочностных испытаниях самолёта Су-25. Проводил лётные испытания самолёта Су-25 с двигателем АЛ-21Ф. Исследовал воздействие на МиГ-25 грозовых электрических полей. Первым выполнил взлёт и перегон самолёта Ил-76ЛЛ при трёх работающих двигателях с короткой полосы, испытывал самолёт Ил-76ЛЛ с опытным двигателем Д-18Т на больших углах атаки.

Работал в комиссиях по расследованию ряда авиационных катастроф. Эксперт-аудитор Авиарегистра МАК в области сертификационных лётных испытаний самолётов.
Ю. П. Шеффер на фоне самолёта-амфибии (Ш-2)

Участвовал в развитии отечественной лёгкомоторной авиации наряду с лётчиками-испытателями В. Г. Гордиенко, И. П. Волком, В. В. Заболотским, Н. В. Казаряном, Л. Д. Лобасом, А. А. Синициным, М. О. Толбоевым.

За период лётной деятельности общий налёт Ю. П. Шеффера составил 8762 часов, более 5600 часов — на лётных испытаниях. Им освоено и испытано более 128 типов и модификаций самолётов, вертолётов и планеров. Занимался сертификацией как отечественных, так и зарубежных воздушных судов. В 2000 году установил шесть мировых рекордов набора высоты без груза и с коммерческой нагрузкой на самолёте-амфибии Бе-200.

С 1993 года был членом Международного общества лётчиков-испытателей (SETP).

Смерть
Скончался 5 июня 2001 года на 54-ом году жизни от сердечного приступа. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.

Семья
Супруга — Лидия Аркадьевна Шеффер-Богородская, инженер, мастер самолётного спорта, сотрудница ЛИИ. Дочь лётчика-испытателя ЛИИ Аркадия Богородского.


Награды


  • Герой Российской Федерации (медаль № 472)
  • Орден «За личное мужество»
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР
  • Медали, в том числе:
  • Медали Федерации космонавтики.


Память


  • Имя Ю. П. Шеффера носит улица в г. Челябинске.
  • Мемориальная доска Героя, установлена в городе Жуковский, Московской области, на улице Маяковского (д. 13), на доме, где жил Юрий Петрович Шеффер.
  • В г. Челябинске, на здании школы № 92, в которой учился Герой, установлена мемориальная доска.
  • Имя «Юрий Шеффер» было присвоено двум самолётам: Ту-154М регистрационный номер RA-85743 и Сухой Суперджет регистрационный номер RA-89021.
1998