Рельсовая война
Рельсовая война
«Рельсовая война», кодовое наименование операции советских партизан во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., проведённой в августе – сентябре 1943 г. на оккупированной территории западных областей РСФСР, Белоруссии и Украины с целью дезорганизовать работу железнодорожного транспорта и тыла германских войск.
14 июля 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении на оккупированных немцами территориях операции «Рельсовая война».

К участию в одновременном массированном ударе по железнодорожным коммуникациям врага было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тысяч бойцов.

Крупномасштабная операция для оказания помощи наступающим частям Красной армии проводилась на территории БССР, УССР и РСФСР, после решения Ставки ВГК о проведении во вражеском тылу операции по дезорганизации движения на железных дорогах партизанским соединениям.

С «Большой земли» стали активно перебрасывать взрывчатку и специалистов, которые должны были обучить народных мстителей методам диверсий.

С задачей справились оперативно.

3 авугста 1943 года

Приказ о начале проведения партизанской операции был отдан ночью 3 августа 1943 года, в первую же ночь было взорвано 42 тысячи рельсов, а за все время проведения диверсионной работы – около 215 тысяч.

Наибольший объем разрушений коммуникаций в тылу немцев выполнили белорусские партизаны, на землях Белоруссии были пущены под откос 836 вражеских воинских эшелонов и три бронепоезда.

Перевозки оккупантов по железным дорогам к осени сократились на 40 процентов, а на охрану железных дорог фашистскому командованию пришлось перебросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт, где в это время шла к победному для нас завершению переломная Курская битва.
- Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются...
- Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…».

Из воспоминаний немецкого командира

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября 1943 года.
Результаты были признаны положительными, и вскоре началась вторая стадия операции.

«Концерт»

25 сентября «Концерт» громко «прозвучал» за линией практически всего советско-германского фронта, партизаны дезорганизовали снабжение немецких войск и обеспечили нашим войскам условия для наступления в Белоруссии и в Битве за Днепр.

Осенью 1943 года партизанам удалось уничтожить еще 150 тысяч рельсов, только на территории Белорусской ССР они пустили под откос свыше 1000 эшелонов.

Заключительный этап «Рельсовой войны» прошел летом 1944 года, Белорусские партизаны оказали существенную помощь Красной армии при проведении операции «Багратион».

Синхронно произведя свыше 10 тысяч взрывов на железнодорожных коммуникациях противника, они на несколько дней лишили немецкие войска подвоза резервов и боеприпасов.

В результате всех трех этапов «Рельсовой войны» в Белоруссии партизанами:
  • было пущено под откос более 11 тысяч вражеских эшелонов;
  • 34 бронепоезда;
  • подорвано 819 железнодорожных мостов;
  • перебито более 300 тысяч рельсов.
"Пистолет-пулемёт Шпагина"
(3D модель)
Нередко вследствие нехватки оружия партизаны изготавливали его сами, наибольшей популярностью у умельцев пользовался пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) – из-за простоты его устройства.
"Самодельная мина"
(3D модель)
Среди партизан было немало людей смекалистых и понимающих толк во взрывотехнике – они умели делать мины, секрет обезвреживания которых знали лишь сами изготовители.