История освоения космоса
Первые идеи освоения космоса

Картина мира

В 1868 году Циолковские переехали в Вятку, где Эдуард Игнатьевич получил новую должность. Здесь семью постигло горе. В 1870 году умерла Мария Ивановна. Умер и любимый младший брат Константина — Игнатий. В школе Константин начал испытывать большие трудности. Он почти не слышал учителей. На третий год Циолковского исключили из гимназии.

Эдуард Игнатьевич видел, что его сын обладал необыкновенными способностями. В 1873 году он послал Константина в Москву в надежде на то, что там сын сможет получить образование, но поступить в Высшее техническое училище (сейчас МГТУ им. Н. Э. Баумана) Циолковскому не удалось.

Оставшись в Москве, Циолковский жил буквально на хлебе и воде. Присылаемые отцом деньги он тратил на книги и приборы. Однажды, чтобы купить препараты для химических опытов, юноша продал теплые носки. В этот период Циолковский активно занимался самообразованием: изучал работы Д. И. Менделеева, высшую математику, много читал.

Его любимыми писателями были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и Д. И. Писарев. Циолковский посещал бесплатную Чертковскую (ныне Историческую) библиотеку. Здесь он познакомился со смотрителем библиотеки — философом Н. Ф. Федоровым, которого называли «московским Сократом». Это знакомство оказало огромное влияние на молодого Циолковского. Федоров делился с юношей своими идеями, советовал книги для прочтения.
Сегодня науку о Вселенной, об окружающем Землю пространстве, принято называть астрономией. Но на самом деле люди наблюдают за звездами с глубокой древности. За много веков до нашей эры эта практика была известна в Вавилоне — одном из крупнейших центров Месопотамии.

Изучая небо, древние астрономы открывали для себя некоторые закономерности, а также учились предсказывать различные явления — например, затмения Солнца или Луны. Не менее важно было дать объяснение происходившим на глазах людей событиям. Одну из наиболее любопытных трактовок мироздания можно найти в культуре Древнего Египта. В центре мира, согласно египетской мифологии, находился бог Геб — кормилец и защитник людей.

Над землей возвышалось небо, представленное сестрой Геба — испещренной звездами богиней Нут. Сын Нут, бог Ра, каждый день поднимался и спускался по небосводу на своей ладье — так происходил восход и заход Солнца. Центральное место занимал преклонивший колено бог Шу. Его главная цель состояла в обеспечении целостности и гармонии этого мира.

Куда больше представлений о Вселенной дала исследователям Древняя Греция, заложившая основы современного научного мышления. Привычное ныне понятие «космос», что в переводе означает «порядок», пришло в науку именно из греческой культуры.

В представлении античных философов появлению мира предшествовал «хаос», т.е. беспорядок, бесформие. Именно «хаосу» исследователи по сей день противопоставляют упорядоченность и красоту «космоса». Все накопленные во время наблюдения за небом знания воплотились в первую универсальную, всеобъемлющую, картину мира. Ее автором стал Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — выдающийся греческий философ и учитель Александра Македонского.

В центр мира Аристотель поместил Землю — самый тяжелый элемент Вселенной. Философ отделил мир «земных» явлений от мира «небесного», живущего по своим собственным законам. Земля и космос впервые предстали как два совершенно разных мира.

Суть космических законов предстояло установить последующим поколениям исследователей.
Хотя астрономы древности предпочитали видеть в качестве центра мира Землю, в этом вопросе находилось место и скептикам. Наиболее известным из них стал Аристарх (ок. 310–250 гг. до н.э.). Изучая размеры небесных объектов, астроном с острова Самос пришел к выводу: солнце в своих размерах значительно превышало Землю, а значит, не могло вращаться вокруг мира людей. Потребовалась еще не одна сотня лет, чтобы доказать положение, выдвинутое Аристархом.

Коперник, Кеплер, Галилей

Эпоха Ренессанса, наступившая в XIV–XV веках, возродила любовь не только к античной литературе, поэзии и философии. В это время стали постепенно меняться методы постижения мира. Было ясно, что человек не просто Божье создание, но и свободный мастер, способный изучать и творить самостоятельно. Наступала эра главенства разума, в которой достижения античных астрономов пришлись как нельзя кстати.

Начало революции в изучении космоса было положено Николаем Коперником (1473–1543 гг.). В своем сочинении «О вращении небесных тел», увидевшем свет в последний год жизни польского астронома, Коперник подробно описал свою «гелиоцентрическую» теорию. В центре мира оказалось Солнце, вокруг которого и вращались планеты.
Коперник не только «заставил» вращаться Землю. Заслуга польского астронома состояла и в другом: человечество впервые получило возможность рассчитать действительные пропорции Солнечной системы. Коперник установил, что Земля находилась в гигантских расстояниях от звезд, что предотвращало их смещение для наблюдателей. Впрочем, применявшаяся астрономом круговая система не давала желаемого результата — расчеты движения планет оставались неточными.

Решить эту проблему предстояло Иоганну Кеплеру (1571–1630 гг.). Революция немецкого астронома состояла в выведении трех законов движения планет. Опровергая устоявшиеся положения, Кеплер постановил: орбита планет Солнечной системы представляла не круг, но эллипс. Уже после смерти немецкого ученого его идеи легли в основу завоевывавшей научный мир ньютоновской механики.
Современником Кеплера был Галилео Галилей (1564–1642 гг.). Имя итальянского ученого неслучайно стало синонимом прорывов в рамках научного знания. И хотя сам Галилей более известен сегодня своим подтверждением теории Коперника, равно как и открытием при помощи телескопа новых небесных тел — спутников Юпитера, его вклад в научное знание оказался куда более сложным.

Галилей впервые доказал, что динамика, выражавшаяся в движении, перемещении и изменении тел (в т.ч. и небесных), могла быть основой процессов, происходивших на Земле и за ее пределами. Проще говоря, космос представал как механизм, работу которого требовалось изучить.

От небесной механики к астрофизике

Идеи Галилея и Кеплера впоследствии были развиты Исааком Ньютоном (1643–1725 гг.) и положены в основу новой сферы знания — небесной механики. Последняя позволяла поднимать все новые вопросы: Какова форма Земли? Как движется Луна? Существуют ли другие планеты, вращающиеся вокруг Солнца?

Стремление найти ответ на последний вопрос привело английского астронома Уильяма Гершеля (1738–1822 гг.) к открытию Урана в 1781 г. Впервые с древнейших времен Солнечная система получила нового полноправного представителя. Еще ранее другой англичанин Эдмунд Галлей (1656–1742 гг.) предсказал, что движение комет не было хаотичным и имело определенную закономерность. В результате одно из небесных тел, возвращающееся к Солнцу приблизительно каждые 75 лет, получило имя известного астронома.
Уже следующий — XIX-й — век, укрепивший главенство «точного» знания в научной картине мира, открыл в деле изучения космоса еще одну важную область — астрофизику. Последняя плотно соединила методы, применявшиеся в одной из важнейших в то время дисциплин, с изучением космических явлений.

И все же наука не была исключительным способом постижения мира. Его чувственное восприятие выражалось при помощи литературы и искусства. Многим ученым приходили на ум абсолютно фантастические для своего времени идеи: о плавании подводных аппаратов, о летающих железных птицах, о переселении на другие планеты. Подобное совмещение научных исследований с литературным творчеством привели одного из ученых к мысли:

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно за Земле».
Константин Эдуардович Циолковский