История освоения космоса
Космические корабли России
За 60 лет мировой космонавтики на орбите Земли побывали сотни человек. Доставляли их туда всего 9 кораблей, это были серии аппаратов: “Восток”, “Меркурий” (Mercury), “Восход”, “Джемини” (Gemini), “Союз”, “Аполлон” (Apollo), “Спейс шаттл” (Space Shuttle), “Шэньчжоу”, Crew Dragon. Все корабли принадлежали лишь трем странам: США, СССР (теперь Россия), Китай.

Космический корабль “Восток” (СССР, 1961 год)

Это та самая серия кораблей, на которой человек впервые полетел в космос. 12 апреля 1961 года на корабле “Восток-1” Юрий Гагарин сделал виток вокруг Земли, продлившийся 108 минут.

“Восток” представлял собой связку из спускаемого аппарата, который служил также кабиной, и приборного отсека. В последнем модуле находилась тормозная двигательная установка. Корабль был покрыт теплозащитным слоем массой до 800 кг.
Тормозная двигательная установка была нужна для перехода с орбиты на траекторию спуска. Перед плотными слоями атмосферы спускаемый аппарат отделялся от приборного отсека, и на высоте 7 километров космонавт катапультировался из ка­би­ны. Он приземлялся на па­ра­шю­те отдельно от корабля.

Корабли серии “Восток” доставляли космонавтов на орбиту с 1961 по 1963 годы; последний полет на этом аппарате совершила Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт.

Корабль “Восход” (СССР, 1964 год)

СССР стремился первым вывести человека в открытый космос. Перед страной стояла задача создать корабль, в котором бы могли разместиться минимум два космонавта и из которого было бы удобно выходить в вакуум. Аппараты серии “Восход” — это, по сути, улучшенная версия “Востока”.

Чтобы в кабине “Восхода” при тех же габаритах поместить больше людей, инженеры убрали катапультное кресло и заменили его обычными сиденьями, гораздо меньшими по размеру. Во время первого полета нового корабля “Восход-1” в 1964 году все три космонавта на борту аппарата находились без скафандров, это было сделано для экономии места.

Вторую версию корабля, “Восход-2”, специалисты уже адаптировали для выхода в открытый космос. Для этого они добавили шлюзовую камеру, через которую космонавт должен был выйти в вакуум. При пуске шлюзовая камера находилась в свернутом виде, на орбите она надувалась и достигала длины 2,5 метра. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением шлюзовая камера отстреливалась от аппарата.
В 1965 году на “Восходе-2” в 26-часовой полет отправились Алексей Леонов и Павел Беляев. Леонов вошел в историю как первый человек, который вышел в открытый космос, там он провел 12 минут 9 секунд. Эта миссия была последним полетом “Восхода”.

Корабли “Союз” (СССР/Россия, 1967 год)

Капсулы "Союз", которые до сих пор доставляют на орбиту космонавтов и астронавтов, начали летать вскоре после выхода “на пенсию” кораблей "Восход".
Первый пилотируемый запуск “Союза-1” состоялся в апреле 1967 года. К сожалению, миссия потерпела неудачу. Во время возвращения на Землю из-за проблем с парашютами пoгиб единственный космонавт на борту аппарата — Владимир Комаров. Причина: отказ парашютной системы.

Разумеется, корабли, которые сегодня летают на орбиту, не похожи на те, что летали 1960-х годах. На протяжении десятилетий сперва советские инженеры, а потом российские улучшали и создавали новые версии “Союзов”.

Однако устройство всех новых вариантов кораблей не менялось. “Союз” всегда состоял из трех отсеков:

  • в центре располагается спускаемый модуль, в котором космонавты сидят во время запуска и в котором возвращаются на Землю. Здесь находятся системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система;
  • выше спускаемого модуля — бытовой отсек. Он оснащен системой сближения и стыковочным узлом. Здесь находится груз для МКС и туалет;
  • ниже спускаемого модуля — приборно-агрегатный отсек с двигательной установкой, топливом и другими служебными системами.

С 1967 года на “Союзах” космонавты и астронавты совершили 150 полетов. Эти корабли продолжают оставаться самой проверенной и безопасной системой космических запусков: за всю историю с советско-российскими аппаратами произошло всего 7 аварий.